Четырехтуровые экосезы из сборников В.Г.Беккера

Источники изучения: W. G. Becker Taschenbuchen.

Танец относится к: 1795–1830
Автор описания: Юрий Чернышов, Мария Деркач
Степень реконструкции: Полная
Музыка:

Экосез (ecossaise, фр. — шотландский) — контрданс-лонгвей, duple или triple minor. Судя по всему, зародился в Германии в конце XVIII века, был популярен в Германии и Российской Империи. Танец в немецкой традиции предполагал импровизацию в шагах.

Структура танца. Музыка для экосезов имеет музыкальный размер в 2/4, содержит четыре или шесть колен. Два или четыре колена соответственно предназначены для исполнения фигуры экосеза, в двух последних коленах исполняется шассе или вальс вниз и вверх по сету (далее для обозначения этой части используется немецкоязычный термин Chasser oder Walzer). В конце проведения первая пара смещается на одну пару вниз так, чтобы совершилась контрдансная прогрессия.

Техника исполнения. Почти все немецкоязычные учебники говорят об импровизации в шагах экосеза. В частности, Ивенсен пишет: «Ещё десять лет назад мы в экосезах не танцевали ничего кроме поочерёдных прыжков с левой и правой ноги. Теперь же не проходит и года, чтобы кто-нибудь не выдумал новый шаг». Можно обнаружить указания на следующие шаги: demi-jeté, 3 Chassé – saut-croix. В русской, более поздней традиции исполнения экосезов, используется связка 3 Chassé – Jeté – Assemblé.

Для исполнения Chasser oder Walzer можно использовать те же связки (без вращения), па галопа (с вращением или без вращения по выбору танцоров) или прыгающий вальс (в немецких источниках он называется Ecossaise Walzer, в англоязычных — Quick Sautese). Стоит отметить, что возможность использования прыгающих вальсов в экосезах не описывается явно в источниках. Такая возможность предполагается реконструктором, исходя из набора косвенных признаков, таких как: слово Walzer в названии фигуры, совпадение музыкальных размеров и названий музыкальных форм (Ecossaise Walzer и Ecossaise соответственно).

Wilhelm Gottlieb Becker. Taschenbuch zum geselligen Vergnügen, 1820.
Ecossaise (duple minor, хореограф — A. Lauchery).

becker-1820

Тур 1. Первая дама, первый и второй кавалеры идут вниз по сету .

Тур 2. Дамы разворачиваются, все трое подают друг другу руки (любым удобным способом) и идут вверх по сету на свои места.

Туры 3 и 4. Первая пара шассе или вальс вниз и вверх по сету.

Wilhelm Gottlieb Becker. Taschenbuch zum geselligen Vergnügen, 1821.
Ecossaise (duple minor, хореограф — A. Lauchery).

Тур 1. Первая пара танцует 1,5 оборота за правую руку и в конце разворачивается ко второй паре (К1 к Д2, Д1 к К2)

Тур 2. К1 с Д2 вращаются за левую руку полный круг. То же одновременно с ними делают Д1 с К2.

Туры 3 и 4. Первая пара шассе или вальс вниз и вверх по сету.

Wilhelm Gottlieb Becker. Taschenbuch zum geselligen Vergnügen, 1822
Ecossaise №1 (duple minor, хореограф — A. Lauchery).

becker-1822-ecossaise-01

Тур 1. Вторая пара подаёт друг другу руки и встаёт в «арочку». Первая пара танцует круг сначала снаружи второй пары, а потом под «аркой».

Тур 2. Обе пары подают руки своим партнёрам и танцуют полный круг с ними.

Туры 3-4. Первая пара шассе или вальс вниз и вверх по сету.

Wilhelm Gottlieb Becker. Taschenbuch zum geselligen Vergnügen, 1822.
Ecossaise №2 (duple minor, хореограф — A. Lauchery).

Тур 1. Первая и вторая пара пары танцуют круг на четверых. В конце руки не отпускаются, а К1 и К2 поднимают руки (К1 правую, а К2 левую), делая арочку для дам.

Тур 2.(выворачивание круга). Дамы проходят в арочку (удобно, если кавалеры сделают в это время подшаг к дамам, “надевая” арочку на дам). После этого отпускают руки друг друга и идут на свои места, обходя своего кавалера, а кавалеры в это время также проходят в арочку, прокручиваются под своей рукой и оказываются лицом к своей даме.

Туры 3 и 4. Первая пара шассе или вальс вниз и вверх по сету.

Wilhelm Gottlieb Becker. Taschenbuch zum geselligen Vergnügen, 1823.
Ecossaise (duple minor, хореограф — A. Lauchery).

Тур 1. На полтура К1 идет к Д2 и Д3 и берет их за внешние руки (правой рукой – левую руку Д2, левой рукой – правую руку Д3). Все 4 руки поднимаются, образуя арочки. На вторые полтура Д1 проходит в арочки к К2 и К3, образуя с ними круг на троих.

Тур 2. В образовавшихся тройках танцуют полный круг, первая пара вылетает из круга на свои начальные места.

Туры 3 и 4. Первая пара шассе или вальс вниз и вверх по сету.

Wilhelm Gottlieb Becker. Taschenbuch zum geselligen Vergnügen, 1825.
Ecossaise (duple minor, хореограф — G. Riebe).

becker-1825

Тур 1. Первая дама, первый и второй кавалеры танцуют вниз по сету. При этом первая дама проходит по центру колонны, первый кавалер проходит вниз за линией дам, второй кавалер — за линией кавалеров.

Тур 2. Внизу встречаются, встают в круг, подают друг другу руки, танцуют вверх по сету на свои места.

Туры 3 и 4. Первая пара шассе или вальс вниз и вверх по сету.

Wilhelm Gottlieb Becker. Taschenbuch zum geselligen Vergnügen, 1827, Терпсихора. Альманах музыки и танцев, посвящённый любящим сии искусства, 1827.
Ecossaise (duple minor, хореограф — G. Riebe).

Тур 1. Первая пара делает ronde (вправо и влево). В это же время вторая пара подает обычные руки (кавалер правой рукой берет леву руку своей дамы), становятся лицом к первой паре и танцуют на chassé назад и на chassé вперед.

В немецком оригинале укзан просто ронд, то есть есть шанс, что он исполняется только в одну сторону. Добавление про “вправо и влево” есть только в Терпсихоре.

Тур 2. Первые две пары берутся для фигуры rond à quatre, проходят на chassé под высоко поднятыми руками кавалеров, причем первая дама обходит первого кавалера, а вторая дама обходит второго кавалера. Кавалеры сами проворачиваются на месте и дамы возвращаются на свои места.

Ни в одном из описаний не указано, когда дамы отпускают руки. Вероятно, они это делают в то время, когда кавалеры проворачиваются сами.

Туры 3 и 4. Первая пара шассе или вальс вниз и вверх по сету. В конце первая пара обходит вторую и только после этого становится на второе место (cast off)

Добавить комментарий